Олег Черный
Деревня Бучак на Каневщине концентрирует в себе невероятно мощный пласт информации – от геологии и палеонтологии до археологии, народной архитектуры и истории украинского поэтического кино.
Спасти эту легенду от разрушения и загребущих рук олигархов поможет создание заповедной историко-рекреационной зоны.
«Юрий Ильенко в своей книге «Докладная апостолу Петру» утверждает, что название Бучак происходит от слова «бузьок», то есть аист. Я склонен считать, что это выдумки. А само название имеет тюркские корни», – рассказывает украинский режиссер Олег Черный. – Упомянутое место уже давно при благоприятных обстоятельствах и общественном внимании могло стать уникальной рекреационной, музейной зоной не только для Украины, но и для всего мира. Собственно, в этом и заключался мой замысел как режиссера документального полнометражного фильма «Голлівуд над Дніпром. Сни з Атлантиди», показать миру Бучак.
Фантастическая по красоте деревня Бучак на Каневщине. Точнее сказать, то, что от неё осталось. Деревня весьма необычная, со своей абсолютно уникальной, на грани мистики, историей, в которой причудливо переплелись пласты различных культур. Именно, здесь на высоких берегах Днепра, среди девственной красоты природы знаменитые кинорежиссеры, такие как Сергей Параджанов, Андрей Тарковский, Юрий Ильенко, Владимир Денисенко, Николай Рашеев и Аркадий Народицкий, и многие другие снимали свои шедевры. В Бучаке сегодня живут в брошенных хатах некогда богатого села около 15-ти самоселов, которые, как и десятки неравнодушных украинцев, не дают погаснуть надежде о возрождении этого воистину райского сада. В Библии (Книге бытия) Эдем — райский сад, место первоначального места обитания людей. К нему мы еще вернемся чуть ниже, и именно в контексте истории Бучака, а также соседнего села Селище (Эдем).
В одном из своих интервью киевский писатель-краевед, кинодраматург, журналист Станислав Цалик, отметил, что работа над сюжетом фильма растянулась на два года. Он буквально «потонул» в собранном материале, при этом ощущая, что неумолимо приближается тот час, когда будет уже невозможно восстановить «связь времен».
В начале 1970-х годов руководство УССР начало воплощать в жизнь свои «грандиозные планы» по переустройству, сродни убийству, Днепра, реки которая являлась связующим звеном для всей Украины, как Правобережной, на самом краю которой и располагался Бучак, так и Левобережной. Это решение о постройке Каневской ГЭС и создании на берегах Днепра Каневского водохранилища стало отправной точкой в жизни сельчан, немилосердно изменило их жизненный уклад, и, одновременно, приблизило завершение уникального проекта, всем известного как украинское поэтическое кино… Чуть более года длились съемки фильма, получившего государственную поддержку (редкое явление, если говорить о достойных претендентах на нее). Название фильма перекликается с небольшим, но сочно написанным эссе Юрия Яновского "Голлівуд на березі Чорного моря". В нем украинский писатель рассказал о бурлящей, как кипящий котел, жизни Одесской киностудии в 1920-е годы и о первых шагах кинорежиссера с мировым именем Александра Довженко: «Там тридцять три адміністратори тридцяти трьох кіноекспедицій щоліта кінофікують місто. Ви можете серед білого дня підійти до кожного одесита — хай на ньому буде каракуль і котик — і запропонувати йому участь у фільмові. Вас не пошлють до чорта і не покличуть міліціонера, а, ввічливо усміхнувшися, питатимуть за умови. Там, кажуть, одного прекрасного літнього дня, по обіді, коли агенти різних компаній вийшли приймати з пароплавів мандарини, волову шкіру й корицю, — і не знайшлося у гавані й одного вантажника — вони грали десь для фільму красиво і шумно». Что-то похожее на кинематографическую вакханалию в Южной Пальмире 1920- годов, наблюдалось и на крутом правом берегу Днепра с конца 1950-х годов до самого начала 1970-х. «Открыл" для будущих поколений мастеров кино этот райский сад, площадку для уникальных съемок Александр Довженко, который сказал: «Тут мають зніматися найпоетичніші фільми!». Увы, ему не суждено было самому снять кинофильм "Поема про море" (1958 г.), режиссером которого стала его жена — Юлия Солнцева. Она работала над картиной в Бучаке, а далее уже многие режиссеры как пчелы на мед, "слетались" на берега Днепра… Простое перечисление имен будет не лишним. Здесь творили: режиссеры Вахтанг Вронский и Василий Лапокниш (фильм-балет "Лілея", 1959 г., в ролях Евгения Ершова, Роберт Клявин…); Сергей Параджанов ("Украинская рапсодия", 1961 г., в ролях Эдуард Кошман, Юрий Гуляев, Ольга Петренко, Степан Шкурат…); Андрей Тарковский ("Иваново детство", 1962 г., в ролях Николай Бурляев, Николай Гринько, Евгений Жариков…); Владимир Денисенко снял в Бучаке два фильма: "Сон" (1964 г., в ролях Иван Миколайчук, Иван Милютенко, Константин Степанков, Наталия Наум…) и "На Киевском направлении" (1968 г., в ролях Анатолий Барчук, Виталий Розстальный, Степан Олексенко); Юрий Ильенко ("Вечер на Ивана Купала", 1968 г., в ролях Лариса Кадочникова, Борис Хмельницкий, Евгений Фридман, Борислав Брондуков); Николай Рашеев и Аркадий Народицкий ("Бумбараш", 1971 г., в ролях Валерий Золотухин, Юрий Смирнов, Екатерина Васильева, Лев Дуров).
В 1972 году правительство советской Украины приняло решение о введении в эксплуатацию Каневского водохранилища. К 1974 году водой было затоплено более 20 сел, и среди них оказалась большая часть села Бучак и полностью село Селище, где также проводились киносъемки. Большинство жителей вынуждены были переехать в ближайшие села… В фильме Олега Черного об этом без преувеличения "Голливуде над Днепром" вспоминают как члены съемочных групп, актеры, художники, музыканты, писатели (Лариса Кадочникова, Михаил Ильенко, Раиса Недашковская, Николай Бурляев, Сергей Буковский, Михаил Ткачук, Николай Рашеев, Сергей Якутович, Любко Дереш, Олег Михайлюта "Фагот"…), так и местные жители (те, кто не смирился с решением о выселении и те, кто приезжают на малую родину в "родительские дни"). История Бучака не должна уйти в небытие. "…Деревня Бучак, над самым Днепром в 4-х верстах среди леса расположенная и имеющая 434 души об. пола, приобревших в собственность по тому же договору (выкупной договор 1863 года, при содействии правительства — С.М.) 198 десятин за 9552 рубля. В 1792 году Бучак принадлежал приходом к Михайловской Селищской церкви и имел только 20 дворов и менее 200 душ об. пола, а в 1741 году, только 5 дворов. Местечко Бучак, где была в начале прошлого века резиденция богатого польского вельможи, старосты Каневского Николая Потоцкого, владевшего на далекое пространство окрестными селами, находится в Галиции. По видимому в память этого Бучака основана или переименована настоящая деревня при Днепре. В Бучаке — отделение суконной фабрики" ("Сказания о населенных местностях Киевской губернии, или Статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах, местечках и городах, в пределах губернии находящихся", собрал Лаврентий Похилевич, издание Киево-Печерской Лавры, 1864 г.). Вернемся к Эдему… Лаврентий Похилевич писал, что Адам Дорожинский, собственностью которого являлось Селище, "имел жену Еву; детей назвал: Авель, Сиф и проч. И самое село Селище переименовал в Эдем". Шляхтич был широкой души человек и ясно понимал, в какой красоте он обитает… Автор сценария фильма Cтанислав Цалик отметил: "Я давно работаю в документально-историческом жанре. Но преимущественно как автор статей и книг. Фильм "Голливуд над Днепром" позволил мне попробовать себя в новом жанре — документального фильма. Причем сразу полнометражного. Опыт оказался интересным, и у меня возникло желание продолжить работу в документальном кино. Кроме того, по окончании работы я под несколько иным углом увидел период украинского поэтического кино. Теперь это для меня не просто список знаменитых фильмов, но и то, что было спрятано за кадром. И, наконец, работая над "Голливудом…", я встретил единомышленников, с которыми у меня возникли новые экранные замыслы. Так что не будет преувеличением сказать, что "Голливуд над Днепром" некоторым образом изменил мою жизнь". Мы очень надеемся, что документальный фильм "Голлівуд над Дніпром…" станет первым значимым шагом в возрождении этой, не побоимся сказать, летней резиденции украинского поэтического кино. Да, "не той тепер Бучак, Дніпро-річка не та…". Но хочется верить, что планы бывшей власти от 2011 года о возобновлении работ по строительству Каневской гидроаккамуляторной станции, так и останутся на бумаге. Ведь этими же тропками ходили Довженко, Параджанов, Тарковский, Ильенко… История легендарного села Бучак в наших руках.
Создание заповедника в Бучаке, бесспорно, требует больших сил и энергии, но именно такой шаг продемонстрирует еще раз, что украинская культура жива и интересна, что украинцы способны не только сохранять свои культурные и природные достояния, но и делиться опытом, как это делать эффективно.
НАША СПРАВКА
Олег Черный родился 9 февраля 1963 года в Киеве, в семье редактора Владимира Черного. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (1985, курс В. Денисенко, М. Мащенко). Работал ассистентом режиссера на Киевской киностудии им. А. П. Довженко. Член Национального союза кинематографистов Украины.